Александров А.

А.А.Александров


Александров Александр Александрович (1858-1920) - военный топограф. Родился в 1858 в г. Игумен Минской губернии. В 1878 был зачислен в учебную команду Корпуса военных топографов. Выдержав установленный экзамен, начал работу топографом-учеником, позднее был переведен в топографы. С 1880 проводил топограф. съемки в Курляндской области, в районе юго-западной границы. В 1886 г. назначен в Омск, где служил в военно-топографическом отделе Омского военного округа. Участвовал в экспедиции горного инженера И.В. Игнатова, отправлявшейся из Омска для исследования горной группы Хан-Тенгри. Наиболее выдающимся вкладом А. А. Александрова в геодезию стала геодезическая съемка трассы Транссибирской железнодорожной магистрали от Челябинска до оз. Байкал. Его отметки на линии Транссиба имеют значение до настоящего времени. В Омске проживал на ул. Почтовой в д. 11, принадлежавшем А.Ф. Кублицкой. Умер в марте 1920 в Омске.

Выдающийся русский топограф Александр Александрович Александров служил 34 года классным чиновником в Военно-топографическом отделе Омского Военного округа А в 1898 году выполнил нивелировку города Омска. Была сделана съёмка и установлены марки и метки более двухсот опорных точек (реперов). Вот что писал автор в сопроводительной записке: "Начальным исходным пунктом нивелировки служила 3-я ступень северной паперти Никольской церкви, высота которой, определённая относительно уровня моря по большой Сибирской нивелировке... равна 39,80 сажен над уровнем моря При вычислении нивелировки - высота сваи № 1 водомерного поста, находящегося на р. Оми. немножко ниже Ильинского моста, была принята за нуль, и высоты марок, меток и штативов были вычислены относительно этой сваи... Всего пройдено нивелировкой 97 вёрст 480 саженей, причём поставлено 1400 штативов (установок нивелира), заложено 60 металлических марок в каменных зданиях (в цоколях фундаментов) и сделаны 144 метки на деревянных зданиях". Александров обладал потрясающей работоспособностью, талантом и... честностью. Нивелировка трассы железной дороги от Челябинска до Байкала и назад до Челябинска (1901 - 1911), выполненная им в одиночку (мировая практика не знает подобного подвига!), имеет удивительную точность: 2 миллиметра на 1 километр трассы! Поэтому его съёмка Омска не потеряла своей исторической, да и практической ценности и в наши дни. Кое-где ещё можно обнаружить марки Александрова и по ним уточнить время постройки некоторых городских зданий или же повторить съёмку для определения изменений за прошедшее столетие (великолепная практика студентам - геодезистам и строителям из Аграрного университета и Автодорожной академии).
Здесь размещены несколько страниц из отчета по нивелировки г.Омска, взятые из архива д.г.н., проф. Фиалкова Д.Н.
Нивелировка2
Нивелировка3
Нивелировка4
геодезисты

На портретах люди, внесшие вклад в развитие отечественной геодезии.

Верхний ряд(слева направо, сверху вниз):
Александров А.А., Ремезов С.У.
Ходорович П.А., Павлов И.Д.
Боголюбова Н.С., Фиалков Д.Н.
Шилов П.И., Изотов А.А.
Витковский В.В., Красовский Ф.Н., Чеботарев А.С.
Hosted by uCoz